3 стадия. право быть автономным (8 мес - 2,5 года)Ранняя:Невербальное изменение деятельности. Собственные импульсы и чувства ребенка легко теряются или так и не рапосзнаются. Ребенок меняет фокус деятельности и внимания, не оповещая об этом других людей
Поздняя:Вербальное изменение деятельности. Ребенок активно меняет фокус внимания и разговора для избегания неприятных чувств, особенно чувства беспомощности.
Здоровая: Эмоциональная автономия. Ребенок подмечает свои импульсы и чувства, признает их своими и может действовать исходя их них.
Используя возможность двигаться
в мир по собственному желанию, ребенок может достигать автономии и независимости. Исследую и практикуясь, ребенок учиться тестировать реальностью собственные ощущения и окружающий мир ( т.е. на практие проверять соответвуют ли его представления о себе и том, что
он может или не может делать на праиктике, ибо в начале этого рпоецесса ребенок думает что он всемогущ и может все то же саоме что и его значимые другие), устанавливать баланс между безопасностью ( базовой потребностью) и приключением, а также между своими потребностями и ожиданиями других людей.
На межличностном уровне:рбенку нужна помощь родителей, но она часто не хочет, чтобы ему попогали. При сверхопеке ребенок не прилагает усилия для овладения новыми навыками или чувтствует себя "переполненным", подавляемым родителями. И наоброт, если родители ждут от рбеенка бОльшей самостоятельности, чем он готов, он будет ускорять свой темп развития для того, чтоыб быть принятым родителями, и могут привести его к мысли ,что он не может попросить о помощи, даже когда она ему нужна.
Во взрослой жизни люди с ранней позицией Автономии часто пассивно сопротивляются изменениям и выбору направления дейстельности. Человек сам не знает чего хочет. поздней стадии люди сверхактивны, работают в нескольких местах, состоят в несокльких клубах, имеют множество друзей, но при этом испытывают недостаток центированности и реально близких отношений.
Собственно эта структура явлется основополагающей для понимания нарциссических и пограничных личностей. Потому как проблема нессответсвия образа того, что мы можем делать, и того, что мы на самом деле можем, часто описывается как пробелма нарциссзима. На этой стадии ребенок учиться распознавать свои эмоции и отделять их от ядра self и от событий, вызывающих эти эмоции. Для ребенка это значит, что другие люди не могут "отобрать" у него его чувства и импульсы ( например расхожей фразой "не обманвый тебе не больно"
),что те и другие могут существенно меняться не угрожая ядру self.
п.с. на этой стадии ребенку необходима свобода чтобы пробовать себя в разной деятельности , чтобы его нереалистичное виденое себя не запечатлевалось в сознании ( тестирование реальности) и Собтсвенно взято уже из книги и нарциссизме: поддержка тогда, когда он понимает, что на самом деле не может взять пылесос и пылелсосить как мама, чтобы не запечатлелсоь ощущние, что " я не всемогущ и мир рухнул "