Оригинал статьи тут.Чарджбек (англ. chargeback) — процедура опротестования транзакции плательщиком, при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции ложится на получателя. Технология чарджбеков используется в системах взаиморасчетов по пластиковым картам (VISA, Master Card).
Википедия.
Для начала проясню ситуацию кто же на самом деле возвращает деньги. Приведу пример:
Вы завели в банке карту VISA. VISA - это международная платежная система. Ваш банк - эмитент карты VISA, у которого есть право эмиссии (выпуска в обращение) кредитных и дебетовых (пластиковых) карт. Банк-эмитент несет от своего имени обязательства перед Вами по осуществлению Ваших прав. То есть банк-эмитент является как бы посредником между Вами и платежной системой.
А у Вас есть право оспорить транзакцию, если у Вас есть проблемы с магазином/торговой точкой/другими платежными системами.
Предположим Вы совершили покупку в интернет-магазине, оплатили товар, а магазин на следующий день пропал или пропал продавец на ebay. Ну с ebay все понятно, тут Вы можете обратится либо к ним, либо PayPal (если Вы платили PayPal). А если Вы оплатили картой? И тут некоторые разочаровано смиряются с потерей, но и в интернет-магазинах покупать желание отпадает.
Другой случай у Вас произошло снятие с карты или покупка, а Вы знаете, что не совершали ее. Третий случай на почте получили пустую коробку, вместо заказанного телефона, увидели, что что-то не так и отказались от нее, посылка ушла обратно, а продавец не желает возвращать деньги.
Еще случай - это когда Вы получили товар, но Вас не устроил размер/цвет и Вы отправили посылку обратно в магазин, по треккингу продавец получил посылку, и "потерялся", а платили картой.
Ну и еще вариант посылка просто не пришла Вам или пришел заказ не надлежащего качества или не соответствует заявленному.
Вот тут и можно осуществить операцию Chargeback.
Ну интуитивно понятно, что нужно обратиться в Ваш банк-эмитент, написать заявление, представить факты, но!.... ;D у нас бывают в банке на столько некомпетентные работники, которые могут ответить Вам:
- мы не работаем с.... (название магазина/платежной системы PayPal)
- деньги от нас ушли и вернуть их никак нельзя
- мы не работаем с Chargeback
- что это такое?
- в нашем банке Chargeback сделать нельзя
- и др. (можете дополнить) ;D
На самом деле Chargeback осуществляет платежная система (VISA, Master Card), а банк лишь передает документы в эту платежную систему, предварительно проверив факты, поэтому такие ответы - это не компетентность работников.
Можно конечно постебаться немного и позадавать наводящие вопросы например VISA - это платежная система Вашего банка? или что то подобное. ;D Но тут становится грустно.... Россия. В общем оставим это и перейдем к делу.
Никуда ходить не надо! Все можно сделать через Интернет. Возьмем на примере нашего знаменитого банка.
Тут находятся ответы на некоторые вопросы (не на все).
Итак. Если подобное произошло с Вами, то распечатайте следующие документы:
Заявление о спорной транзакции Дополнительное заявление по операции, совершенной в сети ИнтернетЗаявление в свободной форме с изложением причин оспаривания операции и обстоятельств ее проведения (пишите самостоятельно и как можно детально)
Приложить нужно так же скриншоты документов, которые доказывают Ваши действия.
Скриншот ордера магазина (продавца)
Скриншот выписки банка на день операции
Скриншот переписки с магазином (продавцом)
Скриншот с треккингом на сайте почты + номер треккинга (или номеров)
Если вещь бракованная - фото вещи
И др. в соответствии с Вашим случаем.
Все документы желательно сохранить в 1 файле .pdf и отправить по адресу help@sbrf.ru
Ваши документы должны зарегистрировать и подтвердить их прием по электронной почте или по телефону.
В течении 120 дней Ваш вопрос должны разрешить, будет проводится расследование и в случае Вашей правоты спишут с торговой точки опротестованную сумму платежа и вернут Вам. Вместе с суммой с торговой точки может быть списана комиссия за возврат (можете в переписке с магазином/ продавцом пригрозить ему Chargeback-ом, может психологически подействует). В особых случаях может понадобиться до 180 дней. О ходе расследования можно узнавать по телефону, который указан на обратной стороне Вашей карты.
О спорной транзакции можно заявить в течении 60 дней с момента совершения транзакции, иногда принимаются претензии по операциям более 60 дней.
Аналогично процедура Chargeback происходит и в других банках эмитентах VISA и Master Card.
Если у Вас есть вопросы можете задавать, если дополнения, с удовольствием дополним информацией данную тему. :)