Проект для обсуждения! 5 дней!
РЕЗОЛЮЦИЯ
Собрания родительской общественности:
«Нужен ли в России закон о предупреждении и профилактике семейного насилия?»
Москва 26 октября 2014 года
Родительская общественность, обсудив основные положения проекта федерального закона «О предупреждении и профилактике семейного насилия», предлагаемого к внесению в Государственную Думу, отмечает следующее:
Проект федерального закона «О профилактике семейного насилия» дает широкие основания для вмешательства чиновников в дела любой семьи по самым широким и неопределенным критериям. Практически все добросовестные действия родителей по воспитанию своих детей объявляются вне закона. Вводится понятие психологического (повысил голос, покритиковал), экономического (не дал денег, не позволил пользоваться компьютером), физического (угрозы, запреты и т.д.) насилия. За всё это детей предлагается отправлять в приюты, а родителям давать предписания по воспитанию детей. Предусматриваются различные судебные санкции, вплоть до выселения из жилых помещений.
Данный законопроект вводит в России систему ювенальной юстиции западного образца в прямом смысле этого слова и является чрезвычайно опасным.
Мы также констатируем, что принятый и вступающий в силу с 1.01. 2015 года Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вводит понятие «социального сопровождения» семей, осуществляемого на основе регламентов межведомственного взаимодействия. Сами же регламенты, будучи подзаконными актами, в нарушение конституционных прав граждан, позволяют службам межведомственного взаимодействия вмешиваться в дела семьи, в том числе используя социальный патронат. Действующие в настоящее время регламенты и соглашения о межведомственном взаимодействии полностью копируют западные аналоги, содержат широкие критерии семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, позволяющие чиновникам вторгаться в дела фактически любой семьи по самым ничтожным поводам с возможностью последующего изъятия ребенка из семьи.
Помимо этого, на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «О психологической помощи населению», который устанавливает, что для родителей, признанных нуждающимися в соцпатронате, следование рекомендациям психологов станет обязательным (как уже происходит в странах Запада, где действует ювенальная юстиция). При этом психологи должны будут войти в некую Ассоциацию и придерживаться неких единых принципов работы. Нетрудно догадаться, что это будут за принципы, поскольку закон явно лоббируется сторонниками ювенальной системы. Уже сегодня в школах психологи под видом психологической помощи занимаются выявлением так называемого «семейного неблагополучия» и «жестокого обращения» с детьми.
Все эти законодательные акты являются согласованными частями ювенальной системы, выстраиваемой в настоящее время в нашей стране.
Родительская общественность встревожена нарастающими тенденциями необоснованного расширения представлений о «семейном насилии» и «жестоком обращении», криминализацией нормального родительского поведения, как это делается во многих странах мира. Это приводит к неоправданному вмешательству в частную жизнь семей, а нередко и к их разрушению.
Огромный резонанс в нашей стране получили дела российских граждан за рубежом: Инги Рантала, Валентины Путкунен, Риммы Салонен и многих других, чья жизнь была разрушена западной ювенальной системой. Ещё свежа в памяти россиян трагедия семьи Анастасии Завгородней, когда социальные службы в целях ограждения от якобы имевшего место жестокого обращения отца с дочерью (шлепок по попе), отобрали четверых малолетних детей, включая новорожденного младенца. Нападения происходят и на семьи дипломатов, не спасает даже статус неприкосновенности.
Российская семья сильна своими глубокими многовековыми традициями, основанными на послушании родителям, уважении к старшим, взаимопомощи всех членов семьи, совместном труде на общее благо, многодетностью и т.д.
Наше общество никогда не согласится с тем, что под предлогом защиты детских прав родители могут лишиться возможности запрещать своим детям опасные и вредные поступки, ограждать их от зла, наказывать в воспитательных целях.
Конституция - основной закон нашей страны – провозглашает право и обязанность родителей воспитывать своих детей. В целях осуществления этой конституционной обязанности родители вправе избирать методы воспитания и ограничивать поведение детей по своему усмотрению. Никакие лица, включая государственные органы, не вправе произвольно вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в отношения между ее членами, в процесс воспитания. Вмешательство государства в дела семьи возможно лишь в исключительных случаях, когда жизни или здоровью детей угрожает непосредственная и серьезная опасность.
Эти пределы, установленные российским законодательством, основаны на естественном праве и не должны расширяться. Искусственная криминализация тех или иных традиционных методов воспитания, нормального родительского поведения с целью навязывания всему обществу отдельных воспитательных теорий (не всегда подтвержденных научно) или оправдания возможного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, является опасным синдромом.
Такая политика способна нарушить главное предназначение семьи – в союзе мужчины и женщины рождать и воспитывать детей, а значит, может нанести вред всему общественному устройству.
При этом практика показывает неэффективность данной системы во всём мире. В прессе то и дело появляются сообщения о российских детях, погибших за рубежом от жестокого обращения в семьях. Мы помним наших Ваню Скоробогатова, Диму Ишленкулова, Вику Баженову, Лёшу Гейко, Диму Яковлева и многих других детей, погибших от рук приемных родителей на чужбине.
Смерть Максима Кузьмина вызвала взрыв возмущения российского гражданского общества. Десятки тысяч человек 2 марта этого года прошли маршем в защиту российских детей от жестокого обращения и насилия за рубежом. Наше государство было вынуждено принять специальный закон, запрещающий международное усыновление российских детей в те страны, где семейное насилие и жестокое обращение с ними особенно велико.
В России же, напротив, жестокость родителей по отношению к детям носит не столь массовый характер. Согласно официальной статистике ГИАЦ МВД России в 2012 году в отношении несовершеннолетних совершено всего 84558 преступлений. Из них 45965 преступлений были сопряжены с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних. В семьях же из этого количества преступлений совершено 6305 преступлений, из них родителями – 4580 преступлений.
Эти цифры отражают все преступления, официально зарегистрированные в Российской Федерации за 2012 год, то есть являются максимально возможным показателем преступности в отношении несовершеннолетних в нашей стране.
Из них следует, что лишь 4% из общего числа пострадавших от преступлений детей становятся жертвами родительского насилия. Относительно общей численности детей, проживающих в России, которая составляет около 26 миллионов, число несовершеннолетних жертв семейного насилия составляет 0,02%.
Конечно, общество не должно равнодушно относиться даже к немногочисленным случаям детских страданий.
Но официальная статистика показывает общую тенденцию, которая безусловно свидетельствует об отсутствии высокого уровня жестокого обращения с детьми в российских семьях и о ежегодном снижении родительской преступности (как в абсолютных, так и в относительных показателях – в расчёте на 100 тысяч несовершеннолетних).
Таким образом, объективно установлено, что 96 % всех преступлений, жертвами которых становятся дети, происходит не в семьях, а на улице, в школе, в других местах.
Это позволяет утверждать, что именно такое насилие является по настоящему серьезной проблемой, на которой обществу стоит сосредоточить свои усилия. То есть, система защиты прав детей должна быть нацелена не на защиту детей от членов своей семьи, а от преступных посягательств иных лиц.
По нашему мнению, особой защите подлежат права детей, связанные с защитой их нравственности, половой неприкосновенности, жизни и здоровья. Необходим комплекс мер, направленных на защиту детей от развращения под видом «полового просвещения», от насилия и жестокости в СМИ, от вседозволенности и т.п.
Защита детей должна осуществляться традиционными для России методами, позволяющими устранить причину, а не следствие семейного неблагополучия, воздействовать на семью без ее разрушения и волюнтаристского вмешательства.
Государство должно надежно и эффективно гарантировать законную неприкосновенность и автономию семейной жизни, закрепить преимущественные права родителей на воспитание своих детей независимо от мировоззрения, имущественного и социального положения, на решение вопросов, относящихся к их обучению, развитию, охране их здоровья и т.д.
Ассоциацией родительских комитетов и сообществ создана Концепция «Возрождение семьи на основе традиционных семейных ценностей» и пакет законопроектов в качестве альтернативы ювенальной юстиции.
Необходимо четко разграничить и конкретизировать категории семей с детьми, уже установленные в действующем законодательстве, и дифференцировать работу с семьей в зависимости от этого.
Так, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это бедные семьи и им необходимо оказывать социальную помощь. А семьями в социально-опасном положении должны признаваться семьи, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией и вовлекают детей в антиобщественный образ жизни. К таким семьям должны применяться меры социальной реабилитации.
В настоящее время широкие и неопределенные критерии, по которым семьи могут быть признаны социально опасными, позволяют отнести фактически любую, в том числе и бедную семью, к социально опасной с возможностью изъятия детей из семьи и лишения родительских прав. Это создает социальное напряжение в обществе и протесты родителей.
Что касается мер реабилитации, то к ним в обязательном порядке должны быть отнесены принудительное лечение от алкоголизма и наркомании по решению суда, как это делается, например, в отношении принудительного лечения психических заболеваний. Алкоголизм и наркомания – не менее опасны для окружающих, особенно детей, и должны быть отнесены к социально опасным заболеваниям с предоставлением возможности бесплатного лечения.
Мерой профилактики безнадзорности и социального сиротства для всех категорий семей должна стать организация детского досуга, кружков и секций, доступная психологическая и педагогическая помощь семье.
Необходимо также развивать кадетское образование, позволяющее воспитывать детей, часто из неблагополучных семей, в духе патриотизма и самодисциплины, адаптировать их к социальной среде.
Действующее законодательство необходимо дополнить положением, согласно которому реабилитация несовершеннолетних должна осуществляться в семье. Ребенок должен проходить реабилитацию вместе с родителями, без изъятия из семьи. Сегодня законодательство позволяет изымать детей из семей с целью реабилитации и помещать их в реабилитационные, а на самом деле сиротские организации на длительный срок, после чего они вновь возвращаются в прежнюю неблагополучную среду, что крайне неэффективно, а также создает недовольство граждан.
Отбирание детей из семей должно быть возможно только в случаях угрозы жизни или здоровью детей, как это предусмотрено в статье 77 Семейного кодекса РФ. Но и эти положения должны быть скорректированы. Угроза должна быть явной и непосредственной, исходить от родителей и быть неустранимой никаким иным способом, кроме изъятия детей.
Основания лишения и ограничения родительских прав должны быть определены исчерпывающе (перечень необходимо закрыть и конкретизировать). Формулировки «злоупотребляют родительскими правами», «жестоко обращаются с детьми» и т.д. без их раскрытия не должны приводить к лишению родительских прав, а хроническое заболевание родителей или тяжёлое стечение обстоятельств не должны являться основаниями ограничения в родительских правах (статьи 69, 73 Семейного кодекса РФ).
Необходимо также пересмотреть положения подзаконных актов, регулирующие вопросы отбирания детей органами опеки и попечительства, а также работу других органов профилактики.
Отбирание детей у родителей должно быть действительно крайней мерой, а семья охраняться законом, как это и предусмотрено в Конституции Российской Федерации (статья 38).
Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на Съезде родителей России 9.02.2013 года, отметил: «У русского и практически у всех народов России существовали многовековые традиции именно большой семьи, объединяющей несколько поколений родственников. Забота о стариках, забота о детях стояла всегда на первом месте. Именно эти традиции нам надо возрождать. И, напротив, следует избегать слепого копирования чужого опыта. В том числе и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции.
… Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах».
Президент подчеркнул, что эти и все другие государственные решения должны пройти через максимально широкое общественное обсуждение и могут быть приняты только в том случае, если удастся достигнуть консенсуса по их базовым положениям.
На основании изложенного, участники Собрания
РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Не вносить в Государственную Думу проект федерального закона «О предупреждении и профилактике семейного насилия»;
2. Отклонить проект федерального закона «О психологической помощи населению»;
3. Отложить вступление в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и внести в него поправки, исключающие возможность необоснованного вмешательства в семью;
4. Принять Концепцию «Возрождение семьи на основе традиционных семейных ценностей» и пакет законопроектов, направленных на укрепление и защиту российских семей.
СЮДА МОЖНО ПРИСЫЛАТЬ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗОЛЮЦИИ
pismo@arks.org.ru