Моторная, экспресивная алалия характеризуется : рецептивная речь чаще всего без грубых нарушений, не нарушено понимание речи, ребенок выполняет вербальные инструкции в знакомых ситуациях, может показать предмет, части тела, действия на картинках, могут с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действий, объект действия, место действия; исполняет просьбу, для которых необходимо понимание пространственного расположения знакомых предметов. Понимают элементарные временные отношения, содержание текстов и рассказов. А вот состояние экспрессивной речи: ограничен словарный запас, особенно активный; неправильное использование грамматических категорий, нечеткость произношения, смешивание звуков, близких по произношению и артикуляции, нарушена слоговая структура слова, нарушен речевой праксис, недостаточная речевая регуляция, трудность в овладении речевыми обобщениями - требующих словесно-логического мышления. Отмечаются обрывки фраз, эхолалии. В речи, как правило нет местоимений, прилагательных, наречий, служебных слов, глаголы используются только в повелительном наклонении. Словообразование не сформировано. Не нарушена интонационная сторона речи. Нет надъязыковых операций. Затруднено понимание логико-грамматических категорий - недостаточна сенсорная речь.
Чем сложнее слово, длиннее предложение тем резче выступает нарушение ритмического рисунка слова.
Большой разрыв между импрессивной и экспрессивной речью при неплохом интелек.развитии.
Дети хорошо понимают мимику, жесты, интересуются окружающим миром, участвуют в сюжетных и логических играх. Обладают развитыми когнитивными способностями. Критически оценивают свою речевую недостаточность и стараются избегать речевого ответа.
Экспрессивно-рецептивная (сенсомоторная алалия) - отсутствие вербальной речи, полное или недостаточное понимание обращенной речи, отсутствие или непостоянство отклика на обращение, собственное имя, может однократно употреблять некоторые слова без дальнейшего их употребления. Менее изучено чем моторная алалия. Характеризуется выраженным затруднением понимания речи при сохранности слуха и затрудняется при дифферециальной диагностики с УО и ДА. Речь похожа на речь слабослышащих, при ряде отличий: голос нормальный, интонирование и модуляции не нарушены. У этих детей отмечается повышенная чувствительность к звукам, безразличным окружающим, а также то, что увеличение громкости голоса не приводит к понимаю речи в отличии от слабослышащих. Отмечается непостоянство слуховых реакций, нарушено слуховое внимание. Условные реакции на звуки вырабатываются медленнее, чем на зрительные раздражители.
В тяжелых случаях ребенок не реагирует на собственное имя, на звуки и шумы, безразличен к речевым раздражителям.
В менее тяжелых понимает отдельные слова, но теряет их на фоне высказывания (как например у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). Улавливает не все слова и оттенки и дает неправильную реакцию. Фонематическое восприятие развивается медленно, но долго несформированно ( физиологическая норма 5 лет)
Дети воспринимают слова в контексте ситуации.
Экспрессивная речь : пассивный словарь отстает от активного, выржен слухоречевой дефект (воспринимает шепотную речь). Повторение слов затруднено, дети называют слова но не понимают их на слух (это объясняется тем, что способность назвать предмет сохранилась в памяти, а слуховой образ не сохранился). Спонтанно могут повторить отдельные слоги, словосочетания, короткие фразы, услышанные ими. Игры сопровождаются лепетом, постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносят искаженно, причем! искажения при каждом новом повторении разные. ( Слон-сон, вылон, сылон, салон) Ошибки восприятия звуков отличаются от моторной алалии : диффузное и недеференцированное восприятие звуков приводит к неправильному проговариванию и в них отражаются многочисленные поиски нужных кинестезий.
Может наблюдаться бессвязное произнесение всех известных ребенку слов - при этом слова не осмысливаются и не запоминаются - так называемый "словесный салат".
У детей не образуется связи между предметом и его названием, не формируется соответствие между слышимыми и произносимыми ими словами.
К собственное речи не критичны, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают. Для общение некоторые дети (не тяжелые )используют жесты, мимику, слушают музыку, тишина их успокаивает, громкие разговоры,музыка , крик раздражают.
При обследовании дети этой категории характеризуются широким спектором расстройств АС, разнообразными видами стереотипий, нарушением коммуникативной сферы, нередко отсутствием вербальных средств общения. Сенсомоторную алалию части расценивают как ДА или УО.
ЗРР - замедление темпов речевого развития, ограниченный словарь, замедленность в овладении грамматическими категориями, низким уровнем выполнения речевых заданий по сравнению с невербальными. Если диагностируются и дизартрия (а она может диагностироваться с грудничкового возраста) то выражены нарушения звукопроизношения. Выявляются трудности формирования интеллектуальной деятельности, но при этом обобщения уже сформированы; отмечается снижение любознательности и мотивации познавательной деятельности, целенаправленность действий на низком уровне, самоконтроль и прогнозирование ниже возрастной нормы, повышенная психическая истощаемость. Инертность психических процессов - особенно когнитивных. Ослаблены все виды памяти: речевая, зрительная,слуховая, моторная, снижены показатели долговременной и кратковременной памяти. Трудности переключения внимания, аффективные нарушения: эмоц.лабильность, раздражительность, возбудимость, дисфории или апатии. Могут выступать на первый план невропатический расстройства: повышенная возбудимость, нарушенный сон, пониженный аппетит, сензитивность, эмоц.неустойчивость, слабое чувство дистанции, импульсивность, сниженный самоконтроль.
Из книг: "Возрастная физиология" М.Безруких, Бенилова,Давыдович "Системные нарушения речи у детей"